РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

  Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы.

  Русское народное творчество, каким оно сохранилось в подлинных текстах, по богатству и многообразию жанров - явление уникальное в мировой истории художественной культуры.

  Представленные в настоящем разделе тексты различных жанров классического фольклора омогут современнику, хотя бы в малой степени, почувствовать непреходящую ценность нашего культурного наследия.


ЭПИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Эпическая проза

  В героическом эпосе, в монументальных образах русских богатырей с наибольшей силой нашли художественное воплощение народные представления об идеальном герое и героизме, о верности Родине, жертвенной любви к родной земле. Как подчеркивал известный исследователь русского фольклора B.Я. Пропп: «Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги... В разные исторические эпохи содержание борьбы было различно. Но есть одно, что объединяет характер борьбы на всех ступенях развития эпоса: борьба ведется не за узкие, мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху».

перейти в раздел   


ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Обрядовая поэзия

  Обрядовая поэзия - жанры и формы фольклора, исполнение и содержание которых самым непосредственным образом связаны с каким-либо народным обрядом. Таковы, например, «родильные» песни, исполнявшиеся при рождении ребенка, или же заговоры, заклинания, которые тоже являются своеобразным обрядом. Обрядовая поэзия — это и целый цикл песен, связанных с так называемыми календарными народными праздниками. Таковы колядки, сопровождавшие новогодние святочные гуляния (они описаны в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»), подблюдные песни, песни семицкие, веснянки. И даже знаменитая песня «А мы просо сеяли...» тоже из обрядовых, только хороводных.

перейти в раздел   


ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Лирическая поэзия

  «Лирические» темы есть и в былинах, и в хороводах, и в сказках, и в легендах. А свадебный обряд весь — лирика, огромная лирическая поэма о чувствах и переживаниях невесты. Но есть и необрядовая лирика — жанр народной лирической песни, который, как считают исследователи фольклора, сформировался довольно поздно — лишь в XVI веке. Зато на XIX и XX века приходится пора его расцвета.

  Лирические песни оказали огромное влияние на творчество многих русских композиторов. Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Аренский — все они записывали народные песни, издавали их, обрабатывали, цитировали в своих сочинениях, а некоторые напевы становились главной темой огромных симфонических полотен.

перейти в раздел   


ПЕСНИ ТРУДА

Песни труда

  Песнями труда и социального протеста называют песни ямщицкие и бурлацкие, песни крестьянской неволи и песни русских рабочих, песни тюрьмы и ссылки и так называемые «разбойничьи». Эти песни — живая история формирования и роста общественного сознания русского народа.

  О тяжком подневольном труде повествуют песни крестьянской неволи и знаменитые бурлацкие. Песни труда и социального протеста представлены почти во всех сборниках русских народных песен и хрестоматиях по устному народному поэтическому творчеству.

перейти в раздел   


НАРОДНАЯ ПРОЗА

Народная проза

  «...Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» — записал А.С. Пушкин в 1824 году в Михайловском. «Драгоценными историческими документами» называл русские сказки В.Г. Белинский, подчеркивая при этом их социальное звучание, сатиру. Еще об одной важной особенности сказок — их способности «заглядывать вперед», «выдумке», писал А.М. Горький: «О «коврах-самолетах» фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэроплана, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромотора».

  Формы и жанры народной прозы не менее разнообразны, чем поэзии: это предания и легенды (включая древнейшие из них — об основании Киева, о Евпатии Коловрате, о граде Китеже), пословицы, поговорки, заговоры, загадки... И конечно, в первую очередь — сказки.

перейти в раздел   


ЧАСТУШКИ

Частушки

  Термин «частушка» (от слова «частый», исполняемый в быстром темпе) впервые был употреблен писателем Глебом Успенским в 1889 году. Он одним из первых обратил внимание на эти «короткие рифмованные песенки», а уже к концу XIX — началу XX века по своей популярности и массовости частушка не знала равных.

  Тематически частушки могут быть самыми разнообразными, включая любовные, и все-таки основная их черта — сатира, юмор, способность оперативно, тут же откликаться на все новое в жизни... Сатира, юмор присущи почти всем жанрам фольклора.

перейти в раздел   


ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Детский фольклор

  Детский фольклор — это и фольклор для детей, исполняемый взрослыми, и фольклор собственно детский, который сочиняют, поют, наговаривают сами дети.

  Одна из самых древних и самых распространенных форм детского фольклора — колыбельная песня. Произведения детского фольклора — сперва пестушки (короткие стихотворные приговоры, сопровождающие первые движения ребенка) и потешки (песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками), затем прибаутки, считалки, заклички, приговорки, скороговорки, дразнилки — сопровождали ребенка все детство. Многие жанры детского фольклора живут и сейчас.

перейти в раздел